Вот уже месяц я работаю администратором в маленьком суши-магазине на левом берегу Киева.
Я решила поделиться своим опытом, поскольку для меня - это настоящий эксперимент: перед тем, как пойти на работу в кафе, у меня было четыре года успешного опыта работы юристом в Киеве и на периферии Украины, которому предшествовал красный диплом юрфака.
читать дальшеВ первый день своей работы я пришла на каблуках и в красивом платье. Моя смена длится три дня по 11 часов. Через первые шесть часов на каблуках я поняла, почему в ресторанах и кафе не встретишь сотрудников на каблуках. Когда я узнала весь перечень своих обязанностей, я пересмотрела и свой выбор платья. Оказалось, что громкое и высокое звание "администратора" включает в себя обязанности кассира, уборщицы зала, продавца и... почти официанта (или как назвать человека, который выдает заказы?), кладовщика (или как назвать человека, который принимает сырье и товар для кухни?). Кроме того, в "запару" я помогаю поварам.
Зато теперь я идеально делаю "учебные" палочки для суши и могу качественно проконсультировать любого, кто захочет попробовать эту кухню.
Какое-то время, пока было тепло, я приходила на работу в кросовках и джинсах (к счастью, такая одежда у меня, конечно, была), но сейчас похолодало, и я чувствую себя актрисой в блокадном Ленинграде из "Двух капитанов" Каверина, которая копала окопы в вечерних платьях от того, что другой одежды не было. Сейчас я выполняю свои обязанности администратора в сапогах за 270$ по нынешнему украинскому курсу, а на плечи накидываю шикарное расшитое пальто с широкими рукавом в три четверти, обшитыми мехом. Подобный внешний вид также обусловлен тем, что нам нельзя включать радиатор (экономия), и в помещении магазина холодно.
Зарплата за день работы около 11$ за смену, и пока это ровным счетом все, что я могу там заработать: ни чаевых, ни процентов от продаж... Ровным счетом ничего.
Конечно, с каждым днем у меня все сильнее появляется желание уволиться и найти себе работу по профессии, особенно, когда я мою полы или когда отмываю сапоги от японского майонеза. Но самый удивительный и ценный опыт для меня заключается в другом. Об этом будет чуть дальше.
Изначально я убедилась, что каждый раз, как меня берут на работу, условия озвучиваются одни, а потом эти условия практически со скоростью света меняются. Это было первое общее правило, которое работало и когда я устраивалась юристом, и когда пришла сюда. В Украине нет стратегического бизнес-планирования. Нигде, как бы то печально ни было. Собственники и руководители не умеют и даже не хотят знать реальные цифры своего бизнеса, оценивать их, планировать стратегию маркетинга и работать. В Украине открывают бизнес и становятся руководителями чтобы не делать ничего.
Теперь о главном опыте. Люди. Я всегда говорила, что сфера услуг - есть сфера услуг, и не важно - кормишь ты людей, или предоставляешь юридические услуги: все мы маленькие кассиры, у которых то занята, то свободная касса. Но, я даже не представляла, на сколько я была права и почему.
А теперь знаю: потому что люди.
Чего я только не увидела, не услышала, в чем я только не участвовала в этом кафе-магазине! И если оценивать этот опыт с точки зрения возможности познать человеческую сущность, то он ничем не уступает опыту сопровождения разводов, разрешения материальных споров, и заключению крупных сделок между компаниями. Я бы даже сказала, что наконец-то у меня сложились пазлы.
Где бы и в чем бы ты не столкнулся с человеком, помни, что ты имеешь дело с человеком.
Когда мои начинающие коллеги и сотрудники озвучивали свое опасение первого судебного заседания или какого-либо судебного процесса, все конечно же боялись судьи. За ним решение, а судьи - не те люди, которых можно назвать понимающими, добрыми, сочувствующими и так далее. Ну не та у них работа, не эти качества им нужны.
И тогда я им говорила, чтобы они вспомнили о главном:
"Ни смотря ни на что, судьи - тоже люди, такие же как и вы. И нет, не стоит игнорировать те атрибуты, которые у них есть. А тем более главный - принимать решение по вашему делу. Но вы должны воспринимать судью, как человека, у которого есть такое право - решать. В вашей жизни вы встречаете огромное количество людей, от решения которых зависит что-то в вашей жизни. Вы же научились общаться с этими людьми и влиять на их решение. Так повлияйте на решение судьи грамотными фактами, доказательствами, ссылками на нормы законодательства, и правильной психологической подачей всего вышеперечисленного.".
Что я поняла для себя: все - люди. Клиенты, сотрудники, коллеги, руководители, прохожие, обслуживающий нас персонал... Все - люди. И всем им принадлежат различные качества. И не важно: сидишь ли ты перед ним в кресле, или стоишь за прилавком, они будут такими, какие они есть. И важно только то, кем являешься ты сам.
Так сложилось, что моими клиентами в юриспруденции, и моими клиентами в магазине являются люди приблизительного одного и того же социального и материального уровня. Суши в Украине - не самое дорогое, конечно, но и далеко не дешевое удовольствие. И очень мне не легко описать свои ощущения от того, как люди резко поменяли свое отношение ко мне, как только я встала за прилавок. И нет, не близкие мне люди, а именно посторонние.
Я видела, как они со мной общались, когда я для них была юристом, и видела, как они стали это делать, когда я стала кассиром.
Только они все не учитывали, что за человек может стоять за прилавком. Они не понимали, что это они меня видят только администратором, а я их выдели и клиентами юриста, и клиентами магазина. Вот бы они растерялись, осознав, как сильно отличается их поведение, и как хорошо видны все их убеждения!
И знаете, что я ещё скажу? Я с интересом отмечала для себя изменение лиц постоянных клиентов, которые изначально видели меня в кросовках и джинсах, а потом увидели в моем пальто и сапогах. Даже так явно увидев то, что им изначально было недоступно, они не сумели совладать с собой, и резко поменяли манеру общения. А большинство "богатеньких женушек" съели бы свои собственные сапоги, если бы увидели мою белую норковую шубку, например.
И как это невероятно легко, как это банально просто - создать о себе нужное мнение у среднестатистического обывателя! Я даже себе этого не представляла! Я, право, переоценивала, очень переоценивал людей вокруг себя. Нет, я не хочу назвать себя мизантропом. Но я все же переоценивала основную массу людей. И это играло мне самой плохую службу, и людям, с которыми я имела дело. Поскольку, позволь я себе видеть этих людей такими, какие они есть, я бы качественней сумела бы им помочь, и сама бы себя лучше чувствовала.Мне кажется, что раньше я была
человеком, который считает себя тем, кем его считают другие. (Кто же кем виляет? Хвост собакой или собака хвостом?)Но сегодня, благодаря своему опыту,
я являюсь тем, кем сама себя считаю. И признаюсь, количество людей, чье мнение обо мне для меня важно, существенно сократилось.
Потому что я теперь точно знаю: люди будут думать обо мне то, что я сама захочу, чтобы они обо мне думали.
А где-то глубоко, в моем сознании шепчется вопрос:
"
А что же ты о себе думала раньше, если люди относились и поступали с тобой так, как поступали? Какого мнения ты сама о себе была?"...
Так что то, что я нашла для себя в этом маленьком кафе - куда более ценные вещи, чем любые деньги. Этого того стоило. И я поняла, почему мне захотелось попробовать тут поработать. Впервые в жизни я пошла на таком поводу сама у себя, и знаете,
решила себе доверять больше.